Медико-психологический патронаж детей от 1-го месяца жизни до 3-х лет

Медико-психологический патронаж детей раннего возраста (от 1-го месяца жизни до 3-х лет)

22.08.23

Целью данного патронажа является выявление особенностей и ранняя профилактика отклонений в психофизиологическом развитии; поддержание, сохранение нормального вектора развития психики и позитивного развития ребенка, а косвенно — и семьи как целостного образования.

Диагностика, наблюдение и работа ведутся по основным направлениям развития ребенка:

  • крупная моторика,
  • мелкая моторика,
  • развитие речи,
  • когнитивное развитие,
  • эмоциональное и социальное развитие.

Крупная моторика

В раннем развитии ребенка необходимо обращать внимание на возможные проблемы:

  • малоподвижность,
  • затруднения при движении,
  • сложности в приобретении и закреплении физических навыков,
  • задержка общего физического развития.

Мелкая моторика и зрительно-двигательная координация

Развитие хватательных движений идет параллельно с процессами созревания центральной нервной системы. Зрительно-двигательная координация, прежде всего, играет важнейшую роль в подготовке к письму, а также при необходимости точного восприятия окружающих предметов и воспроизведения увиденного (например: динамика при развитии и росте ребенка от умения раскрыть кулачок и захвата ладонью до работы пальчиками с мелкими предметами).

Речевое развитие (способность к восприятию и воспроизведению речи)

Владение языком – обязательное условие коммуникации, самовыражения, познавательной деятельности. Развитие речи идет с самого рождения. Задержка развития речи в раннем возрасте приводит к трудностям с чтением и письмом, ограничению словарного запаса, затруднениям понимания текстов в школьном возрасте. Подобные ограничения приводят к сложностям в развитии социальной компетентности и к появлению поведенческих проблем.

Когнитивное развитие (способность к познавательной деятельности)

Это различные аспекты обучения, мышления и развития интеллекта. Начинается данное развитие в младенческом возрасте с концентрации внимания на окружающих предметах.

На первом году жизни идут важнейшие процессы неврологического характера, формируются и созревают определенные центры и зоны коры головного мозга и мозжечка, позволяющие ребенку выполнять последовательные действия и фиксировать причинно-следственные отношения между ними, увеличивать возможность памяти и накапливать свой опыт. Таким образом, стадия сенсомоторного интеллекта первых месяцев и лет жизни (около 2 лет) закладывает фундамент для дальнейшего когнитивного развития. На этой базе развивается и образное мышление. Затем происходит резкий скачок в созревании структур головного мозга, развитие его ассоциативных центров, формирование доминантного полушария. Данные процессы развития ребенка при необходимости нуждаются во внимательной, своевременной и деликатной поддержке и коррекции.

Эмоциональное развитие

«Эмоция» включает в себя такие аспекты:

  • мотивация (желание сделать или изменить что-либо),
  • физиологические изменения (например, учащение пульса или дыхания), субъективный (собственный) опыт,
  • познания (мысли, представление),
  • наблюдаемое (внешнее) поведение.

Чтобы уметь воспроизводить и контролировать свои эмоции, ребенок должен овладеть различными навыками, и этот процесс происходит преимущественно в первый год жизни.

Эти навыки составляют «социальную компетентность»:

  • выражение эмоций мимикой,
  • распознавание эмоций другого человека по его мимике,
  • языковое выражение эмоций,
  • знание об эмоциях и понимание их,
  • самостоятельное регулирование эмоций.

Социальное развитие

Оно тесно связано с эмоциональным развитием и выражается в умении строить долгосрочные позитивные отношения с окружающими, умении достигать цели без нарушений норм и правил поведения.

Социальная компетентность включает:

  • способность проявлять положительное отношение к окружающим (помогать, хвалить другого, …);
  • умение управлять собственным поведением (например, преодолеть конфликт);
  • когнитивную составляющую (например, выполнить просьбу родителей, слушаться воспитателя, …);
  • составляющие социального взаимодействия (например, следовать общепринятым нормам и правилам);
  • уверенность в себе и умение отстаивать свои права (например, начать разговор).

Дети с высокой социальной компетентностью, как правило, имеют меньше проблем в поведении. Социальная компетентность формируется, если ребёнок способен проявлять эмпатию. Ряд исследований доказали, что дети с эмпатией редко демонстрируют асоциальное поведение, агрессию; такие дети имеют хорошие отношения со сверстниками.

Давайте расти вместе!