Нижний Новгород
ул. Славянская, д.10А тел.: +7 (831) 416-416-1
ул. Тонкинская, дом 7А тел.: +7 (831) 416-416-5
На сегодняшний день синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) занимает одно из первых мест по распространенности. Первые проявления СДВГ появляются у детей достаточно рано — в период до трех лет, но, как правило, родители не обращают внимание на них, считая своего ребенка просто подвижным, энергичным. Такие дети очень быстро усваивают предметно-манипулятивную деятельность, но быстро теряют интерес к ней при малейших трудностях. Дети с СДВГ быстро обучаются цифрам и буквам, но трудность составляет сохранение и использование этих знаний. Как правило, они не доводят начатое действие до конца. У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности отмечаются трудности формирования произвольности двигательных реакций (движения импульсивные, разорванные, незаконченные). Если деятельность дошкольника не требует четко регламентированной жизни, то с началом школьного обучения детям с СДВГ трудно адаптироваться к четкому распорядку дня. Неправильно оказанная помощь ребенку приводит к системным проявлениям школьной дезадаптации. При диагностике данного нарушения значительное внимание уделяется анализу проблем, которые приводят к дезадаптивным формам поведения.
Неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту ребенка, и, как следствие, недостаточность и отрывочность общеобразовательных сведений. Отсутствие системных знаний и учебных навыков (интеллектуальный компонент обучения).
Постоянные нарушения эмоционально-волевой сферы. Быстро сходится с детьми и со взрослыми (иногда без дистанции), при этом отношения носят поверхностный, непродолжительный характер. Быстрая смена тем беседы, несоблюдение правил игры, вспыльчивость при малейших неудачах. Дети с СДВГ испытывают трудность в общении со сверстниками, не могут выстроить дружеские отношения (личностный компонент).
Систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент).
Синдром дефицита внимания и гиперактивности включает в себя три диагностических критерия для постановки диагноза:
Нарушение внимания:
Гиперактивность:
Импульсивность:
Не вызывает сомнения то, что решение сложной проблемы школьной дезадаптации возможно лишь при условии объединения усилий врачей, психологов, нейропсихологов и родителей.
В настоящее время выделяется три типа синдрома дефицита внимания и гиперактивности:
Система психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности учитывает структуру дефекта. Мы предлагаем программу коррекции, исходя из причин и сложностей, приведших к нарушению.
Общая схема сопровождения включает:
При наличии всей триады в синдроме дефицита внимания и гиперактивности обязательны занятия нейропсихолога, дефектолога и логопеда. Поскольку в структуре синдрома присутствует задержка становления функциональной левополушарной доминантности и недостаточности корково-подкорковой регуляции, то детям трудно контролировать и регулировать свои движения, а с развитием речи возникает сложность формирования связной речи.